Венчание - одно из таинств христианства. Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей. То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов Апостола Павла: оставит человек отца своего и матеръ, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5,31-32). Жених и невеста перед совершением таинства венчания должны покаяться и причаститься, правильным бы было перед венчанием еще и поститься и читать молитвы. Для совершения таинства венчания необходимо не только купить обручальные кольца, но и принести с собой в храм иконы Спасителя и Божией Матери. Также вам понадобятся венчальные свечи и белое полотенце для подстилания под ноги. При совершении таинства венчания должны присутствовать свидетели, которых выбирают жених с невестой. Обязанности поручителей настолько же серьезны как и у крёстных родителей. Поручители при венчании ответственны за сохранение будущей семьи, должны духовно во всем помогать венчающимся, советом и помощью.
Обручение. Перед венчанием совершается обручение. Обряд обручения проходит в храме. Священник вводит жениха и невесту в храм и трижды благословляет их. Жениху и невесте даются зажженные свечи, и при благословлении они трижды осеняют себя крестным знамением. Диакон произносит молитвы от лица всех присутствующих в храме, молитвы о женихе и невесте и об их спасении, о рождении детей, о помощи будущей семье. Священник совершающий таинство молится о женихе и невесте, после чего повелевает всем присутствующим в храме преклонить головы пред Богом для ниспослания духовного благословления, сам священник продолжает читать молитву. Далее священник берет обручальные кольца и надевает их жениху и невесте, перед этим осеняет каждого крестообразно с молитвой. После получения благословения жених и невеста трижды обмениваются данными священником кольцами. Далее священник молит Бога о благословении и утверждении обручения и ниспослания им Ангела хранителя в их будущей жизни.
Венчание. После обручения можно проводить таинство венчания. Жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма впереди венчающихся идет священник с кадильницей, церковный хор поет 127 псалом. На полу перед аналоем расстилается полотенце, рушник, на аналое лежат заранее приготовленные Евангелие, крест, венцы. Жених и невеста должны встать на полотенце. После чего они подтверждают свое желание вступить в супружество, и перед лицом всей церкви говорят о том, что они не связаны обязательствами женитьбы на третьих лицах. Священник поочередно спрашивает жениха и невесту о том желает ли мужчина быть мужем женщины, называя их имена, при этом священник задает вопрос о том, не связан ли жених обещанием с другой невестой, и соответственно невесту спрашивает не связана ли она обещанием с другим женихом. Если все согласны вступить в супружество, если никто не связан обещанием с другими женщинами и мужчинами, то обряд венчания продолжается, или правильным будет сказать начинается с возгласа " Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!".
Далее священник читает ектинью и три молитвы. Взяв поочередно каждый венец, священник начиная с жениха потом невесту знаменует крестообразно им и дает поцеловать образ Спасителя прикрепленный к венцу. При этом священник провозглашает "Венчается раб Божий...", "Венчается раба Божия...". После священник трижды произносит “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”, тем самым благословляет союз жениха и невесты от лица Господа и провозглашает данный союз новой христианской семьей. После начинается прочтение Послания к Ефесянам Святого апостола Павла, "Братья, благодарите всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, подчиняясь друг другу в страхе Христовом. Жены да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он – Спаситель тела. Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою. Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. Что же касается вас, пусть каждый любит свою жену, как самого себя, а жена да боится мужа. " Святой апостол Павел который в последнем изречении говорит: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос.
После читается Евангелие от Иоанна. "На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жeно? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его."
Далее от лица церкви произносится молитва: "Господи, Боже наш, по спасительному Твоему промыслу удостоивший брак в Кане Галилейской открыто почтить Своим пришествием, Сам ныне рабов Твоих (имя) и (имя), которым Ты благоволил соединиться (друг с другом), в (мире и) единомыслии сохрани, священным их брак яви, непорочным их ложе соблюди, совместной жизни их незапятнанной пребывать благоволи, и удостой их достигнуть старости почтенной, с чистым сердцем исполняющими заповеди Твои...". Далее священник говорит: "И удостой нас, Владыка, с дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать", а присутствующие в храме и жених с невестой поют: " Отче нашъ ииже еси́ на небесехъ, да святится имя Твое, да прїидетъ царствїе Твое: да будетъ воля Твоя, яко на небеси́ и на земли, хлебъ нашъ насущный даждь намъ днесь, и остави намъ долги наши, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашымъ, и не введи насъ во искушенїе, но избави насъ от лукаваго. Священник завершает молитву словами: "Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки вековъ" и велит присутствующим преклонить головы пред Богом.
В память о чудесном превращении воды в вино, приносят красное вино в чаше, и священник трижды дает испить вино из чаши жениху и невесте. После священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки епитрахилью и кладет сверху свою руку, далее священник три раза обходит с венчающимися вокруг аналоя. Поется три тропаря при обходе: " Исаие ликуй , Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему, Егоже величающее, Деву ублажаем». — Ликуй, пророк Исайя! Дева зачала и родила Сына Эммануила, Бога и Человека, имя Ему — Восток. Величая Его, мы ублажаем Деву". "Святии мученицы , добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим". "Слава Тебе, Христе Боже, Апостолов похвале, мучеников радование, их же проповедь Троица единосущная. После того как хождение завершено священник снимает венцы и говорит: “Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”. “И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”. Далее священник читает еще две молитвы преклоняя головы венчающихся. После прочтения повенчавшимся разрешается поцеловать друг друга. В завершении таинства венчания венчающихся подводят к царским вратам, где они поочередно целуют икону Спасителя и Божией Матери. Священник дает им крест поцеловать и вручает иконы Спасителя и Божией Матери. Таинство венчания совершено.
Сохраните в закладках:
Комментариев нет:
Отправить комментарий